МКДОУ детский сад "Радуга"

Выступление Атрушкевич Натальи Валериевны на педсовете по теме: «Общение ребенка раннего возраста со взрослыми»

 Муниципальное казенное образовательное учреждение детский сад «Радуга» пгт Пряжа

Выступление на педсовете по теме:

«Общение ребенка раннего возраста со взрослыми»

Тема педсовета:«Организация образовательного пространства

в группах детей раннего и младшего дошкольного возраста»

(31 января 2017г)

Автор : Атрушкевич Наталья Валериевна,учитель -  дефектолог,

высшая квалификационная категория


Общение ребенка раннего возраста со взрослыми

Для того, чтобы перейти к вопросу об общении детей раннего возраста со взрослыми вспомним, что же такое общение.

Общение – это взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения будущего.  С точки зрения деятельности общение является коммуникативной деятельностью. 

Общение детей в раннем возрасте можно условно разделить на две составляющие: общение со взрослыми и общение со  сверстниками.

С чего же начинается общение? Известно, что в первые две-три недели жизни ребенок не проявляет никакой инициативы по отношению  к взрослому. Но несмотря на это родители постоянно разговаривают с ним, ласкают его, ловят его взгляд. Именно благодаря любви взрослых, которая выражается в таких простых действиях, ребенок в конце первого месяца жизни начинает сначала отвечать на них, а чуть позже и сам проявляет инициативу так называемым комплексом оживления. Младенец смотрит взрослому в глаза, улыбается, радостно гулит, размахивает ручками, выгибается всем тельцем, демонстрируя удовлетворение от присутствия взрослого и привлекая внимание к себе. Это отражено в таблице «Возникновение общения у ребёнка».

Возникновение общения у ребенка


^ Возраст ребенка


Реакция на воздействие взрослого


Первые 2 недели


Нет реакции


С 3-ей недели


Ориентировочно – исследовательская активность, направленная на ознакомление с взрослым


С 4-ой недели


Эмоциональные реакции: улыбка в ответ на улыбку; улыбка по собственной инициативе


На 2-ом месяце


«комплекс оживления»:двигательные акты, улыбки, вокализация




Итог: сразу после рождения ребенок никак не общается со взрослым; лишь после двух месяцев младенцы вступают во взаимодействие со взрослыми, которое можно считать общением. 

Ранний возраст – важный и ответственный период психического развития ребёнка. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. В первые три года жизни закладывается познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многие другое. Все эти способности не возникают сами по себе, но требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности.

Взаимодействие взрослых и детей многообразно. Оно осуществляется и дома и за его пределами. Общение приносит радость и детям, и родителям. Поэтому, так велико воздействие семьи на формирование личности малыша.

Именно с близкими взрослыми (мамой, папой, бабушкой и другими) ребенок встречается на первых этапах своей жизни и именно от них и через них знакомится с окружающим миром, впервые слышит человеческую речь, начинает овладевать предметами и орудиями своей деятельности, а в дальнейшем и постигать сложную систему человеческих взаимоотношений

 Проблема общения детей раннего возраста со взрослыми, очень актуальна и злободневна.

Для детей раннего возраста характерны два вида общения:

- ситуативно-личностное общение (характерно для младенцев и детей раннего возраста). Это сиюминутное взаи­модействие ребенка и взрослого.  Оно ограничено узкими рамками ситуации, в которой удовлетворяются потребности ребенка. Ребенок нуждается, прежде всего, в эмоциональном контакте. Непосредственно-эмоциональные контакты являются основным содержанием общения, поскольку главное, что привлекает ребенка, - это личность взрослого, а все остальное, включая игрушки и прочие интересные предметы, остается на втором плане.

Средствами такого общения служат экспрессивно-мимические операции (взгляды, улыбки, двигательное оживление, вокализация).

- ситуативно-деловое общение (возникает только в раннем возрасте и составляет основное содержание коммуникативной деятельности на протяжении всего раннего возраста). Это когда у ребенка возникает потребность не только в эмоциональном контакте с мамой, но и в сотрудничестве. Средствами этой формы общения служат предметно-действенные операции. На центральное место среди всех мотивов общения выдвигается деловой мотив. Ребёнка необычайно занимает, что и как делает с вещами взрослый, и старшие раскрываются теперь детям именно с этой стороны – как удивительные умельцы и искусники, способные творить с предметами истинные чудеса!

Потребность в общении не врожденна. Она возникает в ходе жизни и функционирует, формируется в жизненной практике взаимодействия индивида с окружающими людьми. На каждом возрастном этапе возникает новое содержание потребности в общении: что именно ищет ребенок в других людях, ради чего он к ним обращается и что с их помощью желает понять в самом себе.

В возрасте от 2 до 5 месяцев –потребность в доброжелательном внимании

От 6 месяцев до 3 лет –потребность в сотрудничестве

На протяжении раннего возраста основным содержанием является потребность в сотрудничестве со взрослым. Ребенку нужно от взрослого прежде всего соучастие и помощь в делах. Потребность в доброжелательном внимании, сформированная на предыдущей возрастной ступени, сохраняется, но видоизменяется по своему характеру. Если в младенческом возрасте она выражалась в стремлении ребёнка получить ласку взрослого, установить с ним физический контакт, то теперь ему нужна его поддержка и поощрение в действиях с предметами. Удовлетворение этой потребности очень важно, как для благополучного самоощущения, так и для развития его познавательной активности и предметной деятельности.

Это означает, что при организации предметного взаимодействия с детьми воспитателю необходимо не только давать образцы правильных действий, но и выражать ему личную адресованность, оказывать эмоциональную поддержку.

Деловые качества взрослого выступают для ребенка на первый план. На этапе раннего возраста взрослый нужен ребенку как:

партнер по игре;

образец для подражания;

эксперт по оценке умений и знаний.

В совместной деятельности с ребёнком взрослый выполняет сразу несколько функций:

- во-первых,  взрослый даёт ребёнку образец действий с пред­метом, его общественную функцию;

- во-вторых, он организует практические действия, пе­редаёт ему технические приёмы их осуществления;

- в-третьих, он через поощрения и порицания контролирует ход выполнения действий ребёнка.

Вне человеческого общения невозможно развитие личности ребенка (подтверждением того являются дети – маугли). Дефицит общения взрослого с ребенком, по мнению специалистов, ведет к различным нарушениям: в одних случаях к возникновению задержки психического развития, в других – к педагогической запущенности, а в более тяжелых случаях – даже к гибели детей на ранних этапах онтогенеза (в младенческом и раннем возрасте). Достоверными еще являются факты, свидетельствующие о том, что недостаточное общение или полное его отсутствие пагубно сказывается на развитии детей. Например,  феномен «госпитализации», при котором взаимодействие ребенка со взрослым ограничивается лишь формальным уходом за детьми и исключается возможность полноценного эмоционального общения между ребенком и взрослым человеком (это происходит при помещении ребенка раннего возраста в дом ребенка). Из - за дефицита общения со взрослыми, дети во многом отстают от своих сверстников как в физическом, интеллектуальном, так и в эмоциональном развитии: они позже начинают сидеть, ходить, говорить, их игры бедны и однообразны и часто ограничиваются простой манипуляцией с предметом. Такие дети, как правило, пассивны, нелюбознательны, не владеют навыками общения с другими людьми. Безусловно, описанные примеры представляют крайние, нетипичные явления, но они являются яркой иллюстрацией к тому факту, что общение ребенка со взрослыми является основополагающим фактором психического развития и психического здоровья детей.

Делая выводы из вышесказанного, хочется отметить, что общение должно занимать не последнее место, общаться с ребенком надо с самого младенчества, тем самым создаются условия для развития творческой, гармонической, всесторонне развитой личности.

Литература и источники интернета:

1. Лебединский В.В. и др. Эмоциональные нарушения в детском возрасте. М., Изд-во Моск. Ун-та, 1991

2. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: «Педагогика», 1989

3. http://www.nguo.ru/index.php/spetsialnoe-korrektsionnoe/konsultatsii/547-vidy-obshcheniya-znachenie-i-rol-obshcheniya-v-razvitii-rebjonka-rannego-vozrasta-sotrudnichestvo-kak-forma-organizatsii-obshcheniya-rebjonka-rannego-vozrasta-so-vzroslymi-krizis-3kh-let

4. http://xreferat.com/77/2013-2-rol-obsheniya-rebenka-rannego-vozrasta-so-vzroslymi.html

2 февраля 2017 в 14:38

Прикреплённые файлы:

Документ: Выступление Атрушкевич Натальи Валериевны на педсовете по теме: «Общение ребенка раннего возраста со взрослыми»

Описание файла:

Файл называется: obrazovatel-naya-deyatel-nost-v-dou-v-sootvaetstvii-s-fgos-do_542qd.pptx

Это официальный файл организации «МКДОУ детский сад "Радуга"», в нём содержится Выступление Атрушкевич Натальи Валериевны на педсовете по теме: «Общение ребенка раннего возраста со взрослыми».

Размер файла: 0,45 Мегабайт. Скачать файл


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.