МКДОУ детский сад "Радуга"
|
Выступление Атрушкевич Натальи Валериевны на педсовете по теме: «Общение ребенка раннего возраста со взрослыми»Муниципальное казенное образовательное учреждение детский сад «Радуга» пгт Пряжа Выступление на педсовете по теме: «Общение ребенка раннего возраста со взрослыми» Тема педсовета:«Организация образовательного пространства в группах детей раннего и младшего дошкольного возраста» (31 января 2017г) Автор : Атрушкевич Наталья Валериевна,учитель - дефектолог, высшая квалификационная категория
Общение ребенка раннего возраста со взрослыми Для того, чтобы перейти к вопросу об общении детей раннего возраста со взрослыми вспомним, что же такое общение. Общение – это взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения будущего. С точки зрения деятельности общение является коммуникативной деятельностью. Общение детей в раннем возрасте можно условно разделить на две составляющие: общение со взрослыми и общение со сверстниками. С чего же начинается общение? Известно, что в первые две-три недели жизни ребенок не проявляет никакой инициативы по отношению к взрослому. Но несмотря на это родители постоянно разговаривают с ним, ласкают его, ловят его взгляд. Именно благодаря любви взрослых, которая выражается в таких простых действиях, ребенок в конце первого месяца жизни начинает сначала отвечать на них, а чуть позже и сам проявляет инициативу так называемым комплексом оживления. Младенец смотрит взрослому в глаза, улыбается, радостно гулит, размахивает ручками, выгибается всем тельцем, демонстрируя удовлетворение от присутствия взрослого и привлекая внимание к себе. Это отражено в таблице «Возникновение общения у ребёнка». Возникновение общения у ребенка
Ранний возраст – важный и ответственный период психического развития ребёнка. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. В первые три года жизни закладывается познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многие другое. Все эти способности не возникают сами по себе, но требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности. Взаимодействие взрослых и детей многообразно. Оно осуществляется и дома и за его пределами. Общение приносит радость и детям, и родителям. Поэтому, так велико воздействие семьи на формирование личности малыша. Именно с близкими взрослыми (мамой, папой, бабушкой и другими) ребенок встречается на первых этапах своей жизни и именно от них и через них знакомится с окружающим миром, впервые слышит человеческую речь, начинает овладевать предметами и орудиями своей деятельности, а в дальнейшем и постигать сложную систему человеческих взаимоотношений Проблема общения детей раннего возраста со взрослыми, очень актуальна и злободневна. Для детей раннего возраста характерны два вида общения: - ситуативно-личностное общение (характерно для младенцев и детей раннего возраста). Это сиюминутное взаимодействие ребенка и взрослого. Оно ограничено узкими рамками ситуации, в которой удовлетворяются потребности ребенка. Ребенок нуждается, прежде всего, в эмоциональном контакте. Непосредственно-эмоциональные контакты являются основным содержанием общения, поскольку главное, что привлекает ребенка, - это личность взрослого, а все остальное, включая игрушки и прочие интересные предметы, остается на втором плане. Средствами такого общения служат экспрессивно-мимические операции (взгляды, улыбки, двигательное оживление, вокализация). - ситуативно-деловое общение (возникает только в раннем возрасте и составляет основное содержание коммуникативной деятельности на протяжении всего раннего возраста). Это когда у ребенка возникает потребность не только в эмоциональном контакте с мамой, но и в сотрудничестве. Средствами этой формы общения служат предметно-действенные операции. На центральное место среди всех мотивов общения выдвигается деловой мотив. Ребёнка необычайно занимает, что и как делает с вещами взрослый, и старшие раскрываются теперь детям именно с этой стороны – как удивительные умельцы и искусники, способные творить с предметами истинные чудеса! Потребность в общении не врожденна. Она возникает в ходе жизни и функционирует, формируется в жизненной практике взаимодействия индивида с окружающими людьми. На каждом возрастном этапе возникает новое содержание потребности в общении: что именно ищет ребенок в других людях, ради чего он к ним обращается и что с их помощью желает понять в самом себе. В возрасте от 2 до 5 месяцев –потребность в доброжелательном внимании От 6 месяцев до 3 лет –потребность в сотрудничестве На протяжении раннего возраста основным содержанием является потребность в сотрудничестве со взрослым. Ребенку нужно от взрослого прежде всего соучастие и помощь в делах. Потребность в доброжелательном внимании, сформированная на предыдущей возрастной ступени, сохраняется, но видоизменяется по своему характеру. Если в младенческом возрасте она выражалась в стремлении ребёнка получить ласку взрослого, установить с ним физический контакт, то теперь ему нужна его поддержка и поощрение в действиях с предметами. Удовлетворение этой потребности очень важно, как для благополучного самоощущения, так и для развития его познавательной активности и предметной деятельности. Это означает, что при организации предметного взаимодействия с детьми воспитателю необходимо не только давать образцы правильных действий, но и выражать ему личную адресованность, оказывать эмоциональную поддержку. Деловые качества взрослого выступают для ребенка на первый план. На этапе раннего возраста взрослый нужен ребенку как: партнер по игре; образец для подражания; эксперт по оценке умений и знаний. В совместной деятельности с ребёнком взрослый выполняет сразу несколько функций: - во-первых, взрослый даёт ребёнку образец действий с предметом, его общественную функцию; - во-вторых, он организует практические действия, передаёт ему технические приёмы их осуществления; - в-третьих, он через поощрения и порицания контролирует ход выполнения действий ребёнка. Вне человеческого общения невозможно развитие личности ребенка (подтверждением того являются дети – маугли). Дефицит общения взрослого с ребенком, по мнению специалистов, ведет к различным нарушениям: в одних случаях к возникновению задержки психического развития, в других – к педагогической запущенности, а в более тяжелых случаях – даже к гибели детей на ранних этапах онтогенеза (в младенческом и раннем возрасте). Достоверными еще являются факты, свидетельствующие о том, что недостаточное общение или полное его отсутствие пагубно сказывается на развитии детей. Например, феномен «госпитализации», при котором взаимодействие ребенка со взрослым ограничивается лишь формальным уходом за детьми и исключается возможность полноценного эмоционального общения между ребенком и взрослым человеком (это происходит при помещении ребенка раннего возраста в дом ребенка). Из - за дефицита общения со взрослыми, дети во многом отстают от своих сверстников как в физическом, интеллектуальном, так и в эмоциональном развитии: они позже начинают сидеть, ходить, говорить, их игры бедны и однообразны и часто ограничиваются простой манипуляцией с предметом. Такие дети, как правило, пассивны, нелюбознательны, не владеют навыками общения с другими людьми. Безусловно, описанные примеры представляют крайние, нетипичные явления, но они являются яркой иллюстрацией к тому факту, что общение ребенка со взрослыми является основополагающим фактором психического развития и психического здоровья детей. Делая выводы из вышесказанного, хочется отметить, что общение должно занимать не последнее место, общаться с ребенком надо с самого младенчества, тем самым создаются условия для развития творческой, гармонической, всесторонне развитой личности. Литература и источники интернета: 1. Лебединский В.В. и др. Эмоциональные нарушения в детском возрасте. М., Изд-во Моск. Ун-та, 1991 2. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: «Педагогика», 1989 4. http://xreferat.com/77/2013-2-rol-obsheniya-rebenka-rannego-vozrasta-so-vzroslymi.html 2 февраля 2017 в 14:38
Прикреплённые файлы:Документ: Выступление Атрушкевич Натальи Валериевны на педсовете по теме: «Общение ребенка раннего возраста со взрослыми» Описание файла:Файл называется: obrazovatel-naya-deyatel-nost-v-dou-v-sootvaetstvii-s-fgos-do_542qd.pptx Это официальный файл организации «МКДОУ детский сад "Радуга"», в нём содержится Выступление Атрушкевич Натальи Валериевны на педсовете по теме: «Общение ребенка раннего возраста со взрослыми». Размер файла: 0,45 Мегабайт. Скачать файл |
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.