МКДОУ детский сад "Радуга"

31 января состоялся педсовет по теме «Организация образовательного пространства в группах для детей раннего и младшего дошкольного возраста»

  Педсовет по теме

 «Организация образовательного пространства

в группах раннего возраста»

 Сегодня в системе дошкольного образования происходят серьёзные изменения, которых не было с момента её создания.

В связи с введением с 1 сентября 2013 года в действие нового  «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем общего образования. В связи с этим существенным образом меняется отношение к дошкольному образованию как к ключевому уровню развития ребёнка.

С  1  января 2014 г. введен в действие федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. №1155.

Так как ФГОС ДО призван решать проблемы, связанные с повышением качества образования, главное внимание должно быть направлено на обеспечение надлежащих условий для развития личности дошкольников, активизацию инновационной  деятельности и на изменение подходов к организации воспитательно-образовательного процесса.

Одним из важных условий успешного введения ФГОС является организация развивающей предметно-пространственной среды. Сегодня мы рассмотрим особенности организации образовательного пространства в группах раннего возраста.

 Цель: провести системный анализ педагогической деятельности по созданию и совершенствованию образовательного пространства в группах раннего и младшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС.

Задачи:

1. Определить актуальность проблемы по оснащению предметно-развивающей среды в группах раннего и младшего дошкольного возраста.

2. Закрепить и уточнить у педагогов требования ФГОС к РППС дошкольного учреждения.  Провести анализ состояния предметно-развивающей среды в группах раннего и младшего дошкольного возраста.

3. Рассмотреть особенности организации режима дня в группах.

4. Рассмотреть особенности общения детей раннего возраста со сверстниками и с взрослыми.

5. Способствовать созданию позитивного отношения к применению и освоению нововведений, способствующих обновлению содержания развивающей предметно-пространственной среды.

Первый вопрос, который мы рассмотрим – это организация развивающей предметно-пространственной среды в группах. Слово предоставляется старшему воспитателю Соколовой Е.В.

«Вопрос - ответ»

Уважаемые педагоги, предлагаю вам сделать небольшую разминку. Вы вытягиваете вопрос, пару минут готовитесь и отвечаете на него. Работаем двойками-тройками. (раздаю вопросы)

1. Что такое развивающая предметная среда – это специфические для каждой программы организации (группы) образовательное оборудование, материалы, мебель и т. п., в сочетании с определенными принципами распределения пространства организации (группы).

2. Что подразумевается под образовательной средой – весь  комплекс условий, в том числе, РППС, взаимодействие между педагогами и детьми, детская игра, развивающее предметное содержание образовательных областей и другие условия, перечисленные в стандарте.

3. Какой должна быть РППС по ФГОС ДО?

Стандарт требует, чтобы развивающая предметно-пространственная среда была содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы, а организация образовательного пространства и разнообразие материалов должны обеспечивать:

- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность  воспитанников, экспериментирование с доступными материалами;

- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики;

- эмоциональное благополучие;

- возможность самовыражения детей.

2. Трансформируемость

Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации,

в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. (Столы трапеция, ромашка, квадратные, прямоугольные, лепестки)

Центры активности легко трансформируются в зависимости от образовательной ситуации.

Оперативное изменение пространства необходимо для полноценного функционирования развития предметно – пространственной среды.

Например: на месте природного уголка организовать можно (лаборатория творческая, мастерская, музей, путешествие).

В группах имеются природные уголки – трансформируются, в лабораторию могут, патриотический уголок, выставка детского творчества.

В образовательном процессе возможна, трансформировать столы (объединять, индивидуально).

В спальнях позволяет использовать пространство для двигательной активности детей, для индивидуальной работы.

3. Полифункциональность

Полифункциональность предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, детской мебели, мягких модулей, мобильные книжные полки, игровые маркеры.

Полифункциональность позволяет ребенку гибко использовать элементы развития предметно - пространственной среды в соответствии со своим замыслом и сюжетом игры.

Наличие полифункционнальных предметов, в том числе природных материалов, для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов - заместителей.

Учебную доску используем для рисования маркерами, составления узоров, выставка детских работ.

Все игровые средства используются в коллективных играх, в том числе с участием взрослого.

Например: Игровые маркеры могут использоваться в детской игре по замыслу ребенка (Магазин, банк, автобус из стульчиков).

4. Доступность

ФГОС учитывает доступность для дошкольников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;(Музыкальный зал, изо студия, кабинет учителя- логопеда, кабинет педагога – психолога, музей ДОУ, игровые площадки, спортивный зал.)

свободный доступ детей, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; 

5. Вариативность

Вариативность среды предполагает наличие в группе различных пространств разнообразных материалов, игр игрушек и оборудования, обеспечивающий свободный выбор детей.

Группы детского сада условно разделены на центры активности: центр литературы, науки и природы, художественно – эстетический, центр математики.

В центрах периодическая сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирует игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. Кроме этого возможна появления центров по интересам (мини - музей и индивидуальные выставке детей)

Благодаря высокому развивающему потенциалу, игровые средства используются для детей с различными уровнями развития. Чем выше потенциал, тем выше развивающая возможность.

6. Безопастность

 Безопасность среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

Предметная развивающая среда подбирается с учетом интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей.

Также воспитатель через организацию предметной среды должен решать задачи создания зоны ближайшего развития. Для этого  педагог подбирает материалы, предназначенные детям данного возраста, но кроме них  включает  примерно 15% материалов, ориентированных на детей более старшего возраста (примерно на  год). Это объясняется следующими причинами:

во – первых, в каждой группе есть дети, опережающие сверстников в развитии, и  чтобы не тормозить их дальнейшее продвижение, необходимо использовать более сложное содержание;

во – вторых, детское экспериментирование с новым, более сложным материалом открывает перспективу саморазвития.

По сравнению с обычной семейной обстановкой, среда в детском саду должна быть интенсивно развивающей, провоцирующей возникновение и развитие познавательных интересов ребёнка, его волевых качеств, эмоций, чувств.

4. Что должна обеспечивать РППС? (РППС должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательную активность детей, а также возможность для уединения; игровую, познавательно-исследовательскую и творческую активность; экспериментирование с доступными материалами; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением, возможность самовыражения детей; реализацию различных образовательных программ; учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей.

5. От чего зависит предметно-пространственная среда в группе? (От возраста, уровня развития ребенка, содержания воспитания, опыта деятельности, типа образовательного учреждения.)

6. Почему среда называется развивающей? (Среда должна создавать условия для творческой деятельности каждого ребенка, обеспечивать зону ближайшего развития и его перспективу, развивать все потенциальные возможности каждого ребенка.)

7. Впишите слова по смыслу, которых не достаёт в тексте. Речь пойдёт об особенностях РПП среды.  Младший дошкольный возраст

Для детей этого возраста – достаточно большое пространство в группе отводится для удовлетворения потребности в ……………… 

Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать  с ………… и со ………….., понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.

При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль ……………. деятельности в развитии, это в свою очередь обеспечит ………… благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.

Ответ  Для детей этого возраста – достаточно большое пространство в группе отводится для удовлетворения потребности в двигательной активности. Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.  При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии, это в свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.

8. Назовите общие принципы отбора игровой продукции для детей? (п-п безопасности: физические риски, психологические риски, нравственные риски; п-п развития с учетом ЗБР; п-п соответствия: возрастным особенностям, индивидуальным особенностям, специальным особенностям).

9. Перечислите, основные центры развития в группах. (Игровой, природный, двигательный, познавательного развития, продуктивный, музыкально-театральный).

Организация предметно-развивающей среды в группе раннего возраста: 

· Центр сюжетно-ролевой игры:

Сюжетно-ролевая игра – это свободный вид совместной деятельности детей. Дети объединяются между собой по собственной инициативе, берут на себя роль, распределяют игровой материал (с помощью взрослого), выполняя те или иные игровые действия.

· Уголок «Песок и вода»:

Умиротворяюще  действуют на детей игры с песком и водой. Такие игры имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации главным является их успокаивающее и расслабляющее действие. Летом подобные игры легко организовать на улице. В осенне-зимнее время желательно иметь уголок песка и воды в помещение. 

· Центр развивающих игр:

Развивающие игры оказывают благотворное влияние на развитие психических функций (памяти, внимания, мышления, восприятия). Многие игры способствуют развитию зрительных, слуховых ощущений, развитию мелкой мускулатуры пальцев рук, а также  целенаправленного внимания, наблюдательности, памяти. 

· Центр двигательной активности:

Повышению двигательной активности способствует, прежде всего, продуманное расположение оборудования и игрушек. Например, полки с игрушками нужно располагать так, чтобы одна из них была на уровне роста, другая выше, а третья ещё выше. При таком расположении у ребёнка появляется необходимость подняться на носочки, потянуться, чтобы достать игрушку, а потом убрать на место.

· Центр театрализованной деятельности:

Театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизнь ребёнка в детском саду. Дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов воздействия на ребёнка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

· Книжный уголок:

В ясельной группе каждая книга имеется в нескольких экземплярах (двух, трех), чтобы одну и ту же книгу могли смотреть сразу несколько детей, чтобы у них не возникало столкновения из-за книги. Книги на витрине следует время от времени менять. Если воспитатель видит, что дети все реже и реже берут какую-либо книгу, ее нужно на время убрать, а потом снова выставить; тогда дети с новым интересом будут рассматривать ее.

· Центр конструирования:

Конструирование — всего важное средство умственного воспитания детей. В системе умственного воспитаниябольшая роль принадлежит формированию сенсорных способностей. Наиболее успешно сенсорные способности развиваются в продуктивной деятельности, в частности, в конструировании. Здесь сенсорные процессы осуществляются не изолированно от деятельности, а в ней самой, раскрывающей богатые возможности для сенсорного воспитания в широком его понимании.

· Физкультурно-оздоровительный центр:

С целью снижения заболеваемости в детском саду целесообразно использовать систему закаливающих мероприятий в повседневной жизни и специально организованная. Использовать все природные факторы: вода, воздух, солнце. Закаливающие мероприятия осуществлять круглый год, но их вид и методика должны меняться в зависимости от сезона и погоды.

· Уголок уединения:

Он должен больше всего напоминать норку. Там должно быть полутемно, тесно и мягко. Это место для фантазий, а не для развернутых ролевых игр: отлежался, отсиделся, успокоился — можно вылезать и снова включаться в общую суету.

· Музыкальный уголок:

В раннем возрасте в лучше применять метод объяснительно-иллюстративный. Воспитатель обыгрывает действия с игрушкой сам, а дети смотрят, гладят игрушку,  здороваются, звукопадражают: собачка гав-гав, птичка чик-чирик, киска мяу-мяу   (мишка идет, зайчик прыгает, куколка танцует, спит и т.д.). В свою очередь, ребенок  усваивает эти способы, и впоследствии будет играть сам.

Элементы каждого центра (игры, игрушки) также должны периодически меняться. В каждом центре должны своевременно появляться новые предметы, стимулирующие двигательную, познавательную активность малышей, развитие их игровой деятельности. Игрушек в каждом центре не должно быть много, но они должны регулярно обновляться.

Принцип деления на центры не означает, что предметная среда остается неизменной. Центры могут меняться, объединяться, дополняться. Динамичность среды должна побуждать малышей к преобразованию, к исследованию нового. Развивающая обстановка должна, с одной стороны, обеспечивать ребенку ощущение постоянства, стабильности, устойчивости, а с другой стороны — позволять взрослым и детям видоизменять обстановку в зависимости от меняющихся потребностей и возможностей малышей и постановки воспитателями новых педагогических задач. 


(Каждый ответ проверяется и раскрывается более подробно с помощью слайдов презентации).

У ребенка дошкольного возраста есть три основные потребности: потребность в общении, в движении, в познании. Среда группы должна удовлетворять этим потребностям.

Что же касается  детей раннего возраста, то  образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами, возможности общения ребенка со сверстниками и взрослыми.

Каковы же специфические детские виды деятельности в раннем возрасте (1-3 года), давайте попробуем их назвать:

- предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;

- экспериментирование с такими материалами и веществами, как песок, вода, тесто и др.

- общение со взрослым и совместные игры со сверстниками;

- самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и др.);

- восприятие смысла музыки, сказок, стихов;

- рассматривание картинок;

- двигательная активность.

Готовясь к этому педсовету мы провели анализ содержания предметно-пространственной среды в группах раннего и младшего дошкольного возраста. Показ слайдов.

Результаты анализа.

25.01.2017 года была проведена проверка организации РППС в группах раннего и младшего дошкольного возраста. Данная проверка показала, что развивающая предметно-пространственная среда в этих группах частично соответствует требованиям ФГОС. Так, например, в группах организованы практически все необходимые центры, но ни в одной группе нет центра экспериментирования, а именно в этом возрасте дети любят различные манипуляции с песком, водой…; не во всех группах есть уголки уединения.

Сюжетно-ролевые уголки «Дом», «Салон красоты» есть во всех группах, но такое требование, как насыщенность, доступность этих уголков, выполнено не в полном объеме. (куклы, некоторые атрибуты находятся  высоко на шкафу; постельных принадлежностей очень мало). Если говорить об уголках ряжения, то и здесь выбор невелик, а для мальчиков его вообще практически нет.

Наиболее оснащенным центром во всех группах выглядит «книжный уголок» и по оформлению, и по содержанию. Хотелось бы напомнить о своевременной сменяемости содержания уголка.

Центры конструирования есть во всех группах, но не везде разнообразны, отсутствуют образцы, схемы построек.

Спортивный уголок есть во всех группах, как правило, в уголке находятся мячики разных размеров, шарики пластмассовые, кегли, качалки и  сухие бассейны – не во всех группах.

По музыкальным уголкам и уголкам изо деятельности у нас такая же ситуация. Консультацию вы получили на педагогическом часе.

Центр развивающих игр в группах неплохо оборудован и оснащен, но в некоторых группах игры, игрушки недоступны детям, находятся на шкафах.

Рекомендации:

- обратить внимание педагогов на требования ФГОС к РППС.

- организовать в группах центры экспериментирования, и где нет – уголки уединения.

А сейчас предлагаю разделиться на пять команд по цветам кружков, которые вы получили в начале педсовета. Ваше задание: подобрать перечень игр, игрушек, оборудования необходимых в группах по пяти областям в соответствии с требованиями ФГОС к РППС в группах для детей раннего и младшего дошкольного возраста. (области распределены по цветам).

Полученные разработки мы отпечатаем, и они будут памятками для вас.

Следующий вопрос, который нам хотелось бы рассмотреть сегодня – это режим дня. Об этом расскажет Анна Михайловна. Она затронет режим дня не только раннего возраста, но и в целом по всем группам.

ПРОЕКТ РЕШЕНИЯ.

1. Стремится к тому, чтобы среда группы была насыщенной, полифункциональной, трансформируемой, доступной, безопасной.

2. Менять материалы и атрибуты в соответствии с образовательной ситуацией и интересами детей.

3. Использовать в работе собственные разработки.

4. Создавать условия для поддержки детской инициативы, свободного общения детей со взрослыми и сверстниками.

5. Привлекать родителей к обогащению РППС.

6. Повышать свою компетентность в вопросах организации РППС.

7. Обратить внимание педагогов  на соблюдение режима дня, а особенно на двигательную активность детей.

1. Что такое развивающая предметная среда

2. Что подразумевается под образовательной средой

3. Какой должна быть РППС по ФГОС ДО?

4. Что должна обеспечивать РППС?

5. От чего зависит предметно-пространственная среда в группе?

 

 

6. Почему среда называется развивающей?

 

 

7. Впишите слова по смыслу, которых не достаёт в тексте. Речь пойдёт об особенностях РПП среды.  Младший дошкольный возраст

Для детей этого возраста – достаточно большое пространство в группе отводится для удовлетворения потребности в ……………… 

Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать  с ………… и со ………….., понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.

При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль ……………. деятельности в развитии, это в свою очередь обеспечит ………… благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.

8. Назовите общие принципы отбора игровой продукции для детей?

9. Перечислите, основные центры развития в группах. 

2 февраля 2017 в 14:33

Прикреплённые файлы:

Документ: 31 января состоялся педсовет по теме «Организация образовательного пространства в группах для детей раннего и младшего дошкольного возраста»

Описание файла:

Файл называется: prezentacija-microsoft-powerpoint_542qd.pptx

Это официальный файл организации «МКДОУ детский сад "Радуга"», в нём содержится 31 января состоялся педсовет по теме «Организация образовательного пространства в группах для детей раннего и младшего дошкольного возраста».

Размер файла: 0,55 Мегабайт. Скачать файл


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.